ПРОСТЫЕ ПОДЕЛОЧНЫЕ МАССЫ ДЛЯ ИЗДЕЛИЙ МАЛОЙ СКУЛЬПТУРЫ.. Самыми простейшими поделочными массами для лепки и нанесения на проволочные каркасы можно сделать из доступных вещей.
ПАПЬЕ-МАШЕ.
Папье-маше можно с успехом приготовить из неплотного картона, картонных гофрированных коробок, противоударной упаковочной бумажной массы или неплотной бумаги разваривая в воде мелко нарезанную массу в течении 6 часов при перемешивании. В качестве связующего можно пользоваться клеями типа ПВА, казеиновым и прочими на водной основе. Для густоты обычно добавляют мел или гипсовую финишную шпатлёвку. Проволочный каркас вяжут из любой более-менее мягкой проволоки, предварительно часто обмотанной нитками и сверху проклеенной клеем ПВА. Первая обмазка каркаса должна происходить при наличии увеличенного количества клея. Для плоских и тонких поверхностей вяжут сетку из более тонкой проволоки, наносят бондажную сетку, сверху обмазывают папье-маше c повышенным содержанием ПВА и формуют за несколько приёмов. Последующие наносимые слои папье-маше могут содержать уже больше наполнителя. Изделия получаются очень лёгкими и прочными. Даже при усиленном механическом воздействии на изделие слой папье-маше не слетит с проволочного каркаса.
На счет примерного % состава каждого ингредиента говорить абсолютно лишне, по причине того, что для каждой поделки, допустим, может применяться и густая масса сродни пластилину и полужидкая. После высыхания, в одном случае поверхность должна быть мягкой, в другом как стекло, и для каждой консистенции состав ингредиентов может быть совершенно разный, тем самым, придавая материалу при лепке и для обработки необходимые свойства. Предсказать свойства массы при добавлении клея или наполнителя совсем не трудно.
РЖАНОЙ ПЛАСТИЛИН.
В качестве хорошего пластилина может выступать хлебный мякиш из темных сортов хлеба.
Лучше использовать черный хлеб типа “Бородинского”. Середина выбирается в пределах 1.5 - 2 см от корки. Во многих случаях, кроме для непропечённого хлеба, если замешанная масса некоторое время полежит, а затем её снова перемесить, то она теряет свои пластические свойства почти на половину. По этой причине к изготовлению изделий нужно приступать сразу после тщательного замеса мякиша. Для пластичности и ударопрочности самым лучшим пластификатором является ПВА.
Для того, что бы клей вносить в значительных количествах используют наполнители. Они являются более ёмкими для клея, чем мякина. Высохшая масса с ПВА в антисептиках не нуждается, может довольно хорошо обрабатываться отточенным ножом или лезвием. Недостаток массы как и многих других: при большом избытке клея или воды, липнет к пальцам.
Добавки в хлебный мякиш могут быть самыми разнообразными. Тонко истёртый мел, тальк, мраморная пыль или мельчайшая крошка, обезвоженный SiO2 замешанный в очень крутую кашу на ПВА. При этом, чем крупнее зерно и больше добавки, тем больше потеря пластичности, так что перебарщивать с этим не стоит. Если вдруг от изделия отвалится какая то деталь не расстраивайтесь. Что бы не нарушать форму и не переделывать заново, её можно приклеить более жидкой смесью мякиша и клея. Хорошо высохшее изделие может окрашиваться любыми красками и лаками.
Так же, при желании очистить поверхность от краски, на этой основе, можно спокойно снимать лаковый или красочный слой применяя любые растворители, которые ни как не воздействует на изделие.
C Ув. Argentus/Donetsk.