Доброго времени.
На что хотелось обратить внимание. Мне стало ясно из сетевой переписки на форумах, что последнее время есть желающие воспользоваться в качестве начала, рецептами найденными в Интернете. Именно по поводу альтернативных сетевых рецептов в свободном доступе (дополнительная статья), в которые включены перхлораты, а так же экзотических для домашнего умельца соединений, типа солей таллия, тория и прочих и хотелось бы сказать следующее. Этот цирк с рецептами и безграмотностью уже достал.
В существующую альтернативную Интернет рецептуру люминофоров включены вещества, которые попросту бесполезны для синтеза, не применяются в синтезе вовсе или пагубно действуют на изготавливаемые люминофоры.
К примеру, перхлораты - сильные окислители. Так же ведут себя любые аммонийные соли и нитраты щёлочных металлов, с течением времени успешно подрывая чуткое здоровье светосостава продуктами своего распада во время готовки. И процесс образования люминофора идет ещё сложнее, несмотря и так на свою большую сложность. Образовывается ещё больше побочных продуктов реакций и самих реакций, действия которых порой непредсказуемо разрушительно сказывается на составе. А тут, пожалуйста. Ведь чем проще состав, тем он стабильнее ведёт себя со временем. И есть же простые и безопасные, разработанные в свое время химиками технологами, работы которых применяли разные мастерские и лаборатории бывшего СССР!
От таких Интернет рецептур нужно отказываться сразу. Во вторых. Экзотика довольно редка, недоступна и как правило дорога и токсична. Кому интересно, захочется даже случайно иметь дело с такими токсичными порошками, зная, что они содержат соединения таллия и прочих, даже в качестве активатора? Мне лично не хочется. По моему мнению, чем проще и безопаснее, тем надёжнее и лучше. Тем более, многое из этого попросту не применяется в синтезе люминофоров.
Кстати насчёт перхлоратов для начинающих и незнающих. Перхлораты и другие кислородсодержащие соединения уже давно с успехом используют в качестве добавки в синтезе люминофоров на основе сульфида цинка. Добавляются к сульфиду цинка в небольших количествах. Путем дополнительной активации сульфида кислородом, повышается яркость люминофора в среднем на 50%. Это проверено и работает.
Первым делом, хочу еще раз всем напомнить, что любое проведение синтеза люминофоров это не составление винегрета из набора реактивов, оно обуславливает проведение определённых контролируемых химических реакций. Если люминофор синтезируется из готовой основы, какого либо соединения, то в процессе изготовления получаются твердые растворы с заданными измененными химическими и физическими свойствами. Если из исходных веществ, то синтез направлен на получение нового основного вещества люминофора с заданными определёнными свойствами, изготовление которого строго рассчитывается по уравнению. В противном случае, химическая наука не была бы наукой, как таковой. Но, по этим перлам видно, что к химии авторы таких рецептур проявляют полное неуважение и плюют в лицо читающего. И это неуважение они ещё и выставляют на показ. Жаль, что об этом мало кто знает и мало кто догадывается. Ну, давайте разберём несколько рецептов, за десять секунд найденных в сети. Буду указывать то, что сразу бросается в глаза. А для специалиста на виду каждый недочет. Вот первый пример:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
A) Рецепт фиолетово-синий (длительного свечения) (см3) Окись кальция ........................................................ 40 Сера кристаллическая (порошок) ............................. 6 Углекислый литий .................................................... 2 Крахмал .................................................................. 2 Сернокислый калий ................................................. 1 Сернокислый натрий ................................................ 1 Водно-спиртовой раствор азотнокислого висмута ...... 2 • 0,5%-ный раствор-активатор Водно-спиртовой раствор-азотнокислого тантала ...... 2 • 0,5%-ный раствор-активатор
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
И так, начнём разбор очередных псевдо рецептов. Количество серы для приготовления этого состава указано предельно мало. По уравнению проходящей реакции этого синтеза, серы необходимо добавить 22.8 грамма. Но так как сера для этого синтеза берётся всегда в избытке, то её количество будет составлять не менее 25 грамм на 40 грамм окиси кальция. По количеству вносимого углерода в виде крахмала - оно занижено и на деле должно составлять 9.639 грамма. Так же отсутствует разрыхлитель MgCO3. Следующим пунктом является указанный тантал в качестве активатора или со активатора. Тут есть доказанный факт о том, что со активаторы для кальциевых сульфидов с основным активатором висмутом попросту не нужны. В противном случае, наблюдается гашение фосфоресценции и неэффективность основного активатора - висмута. Ни в одной официальной разработке или руководстве не встречается упоминание о применении данного металла в качестве активатора или со активатора для фосфоров с длительным послесвечением. В своё время были грандиозные двадцатилетние потуги советских исследователей в области улучшения качества таких ЩЗМ составов, как по световым характеристикам, так и по физическим свойствам. Эти потуги практически ни к чему не привели, и указанные в работах найденные опытным путём эффективные со активаторы для сульфидов щелочноземельных составов давно указаны в существующих работах и всем известны. Тантал там вообще отсутствует. В итоге скажу то, что данный рецепт полная выдумка и не применим для получения светосостава даже средней паршивости.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В)Простейший рецепт — желтый цвет (см3) Углекислый стронций ............................................. 100 Сера кристаллическая (порошок) ............................. 30 Натрий углекислый безводный (сода) ........................ 2
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
А это школьное сочинение и каким либо рецептом обозвать нельзя. Эту раскладку часто приписывают различным авторам прошлого и конца позапрошлого века, как источник по которому когда то давно делали кристаллофосфора. Только в первоисточнике в место карбоната стронция применяли кальциевую известь или мел. Видно, что это простейшая смесь карбоната стронция и серы с достаточным избытком. Без добавки углерода при прокалке этих агентов реакция пойдет согласно следующему уравнению:
4MeCO3 + 4S—3MeS + MeSO4 + 4CO2
Где Ме = какой либо элемент взятый из группы Са, Sr, Ba.
По сути, при использовании особо чистой серы - это простейший способ проверки карбоната на чистоту и только. Если карбонат имеет посторонние достаточные примеси или низкую степень чистоты, то после засветки будет очень слабо фосфоресцировать в течение нескольких десятков секунд непонятно какой цветностью. Обычно именно так происходит с карбонатами квалификации ч.д.а. Далее в нашей программе: снова полный цирк и химическая клоунада.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Ярко-красный цвет_Люминофора Карбонат бария BaCOs - 100 г, cepa S -15 г, бура Na2B4O7 - 2,5 г, фосфат лития Li3PO4 - 2,5 г, 2 мл 0,5% спиртового раствора нитрата рубидия RbNO3 4 мл 0,5% спиртового раствора нитрата меди Cu(NO3)2,; Калить 45 минут при температуре 1200°С. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Подозрение сразу вызывает нитрат рубидия в спиртовом растворе. Вот, до сих пор не задавался вопросом, растворим ли нитрат рубидия в спирте???.. Согласно справочникам не растворим. Могу понять, если бы раствор соли был в ацетоне. Следующее. При интервалах температур от 550 до 800 и более, он является сильным окислителем в плаве, частично разлагаясь на нитрит и кислород. Вдобавок указан в количестве активатора. Весь казус в том, что как бы, кто-нибудь не старался, но активировать BaS рубидием - бесплодная попытка, так как он не является активатором. Это всё равно что вкручивать лампу накаливания в голову автора таких рецептов, а вось засветит. Да и в помощь к меди в качестве второго соактиватора не приспособишь. Рубидий лучше вносить в качестве эффективного плавня в сульфате, и то во много больших количествах, чем здесь указано. По поводу серы. Её явный недочёт, даже согласно уравнению реакции. При составлении рецепта, именно сера всегда берется с небольшим избытком, вследствие её летучести, при начале огневой прокалки. Отсутствует карбонат магния и восстановитель.
Боратные плавни вместе с фосфатными солями, дают твёрдый спёк люминофора, особенно при такой большой, указанной температуре. Такие спекшиеся куски без разрыхлителя карбоната магния придётся разбивать чуть ли не молотком. Обычно к таким плавням добавляют сульфаты. Хоть и любой плавень расплавится при прокалке, но разные плавни действуют на состав по-разному и в различных сочетаниях. Даже колебания и перепады температуры при прокалке могут внести свою лепту в свойства состава. И ещё, нитраты и хлориды в такие составы на основе ЩЗМ не добавляются ни в каком виде. Исключение может составить только нитрат висмута в качестве активатора и только.
Следующий рецепт найденный в сети, узнаю его уже переделанным, явно голодает от катастрофической нехватки серы: ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2. Синий цвет- Люминофора Окись кальция СaО - 20 г, гидроокись бария Ba(OH)2 - 20 г, сера S - 8 г, сульфат калия КSО4 - 1 г, сульфат натрия NA2SO4 -1 г, сульфат лития Li2О4 - 2 г, 2 мл 0,5% спиртового раствора нитрата висмута Bi(NO3)3. Калить 40 минут при температуре 800°С. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Так же, несуразность, привлекает внимание наличие именно гидроокиси бария, когда первым основанием используется окись кальция. Уже использовать либо гидроокиси, либо оксиды. Лишняя вода составу не нужна.
Ещё отсутствует необходимый разрыхлитель карбонат магния и восстановитель. Опечатка в формуле сульфата лития. Реальный цвет свечения получающийся у такого состава и с таким соотношением Ba и Ca не соответствует заявленному в рецептуре. Итог - рецепт просто фантазия на тему.
Третий перл интересен тем, что в составе судя по формуле, используется сульфид мышьяка As2S2 (II) который уже при температуре плавления, и выше 350 С начинает заметно и неудержимо испаряться, загрязняя всё и вся, а судя по названию это сульфат мышьяка (III) (?). В итоге неясно, какое вообще соединение имел в виду автор этого шедевра. Ещё остается загадкой, в каком качестве выступает данный сульфат-сульфид. Судя по дозировке – это плавень. Вавилов по этому поводу выругался бы чисто по русски. По поводу таллия немного позже.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3. Светло-зеленый цвет- Люминофора Карбонат стронция SrCO3, - 40 г, сера S - 6 г, сульфат мышьяка (III)* As2S2, - 1 г, карбонат лития Li2СО3, -1 г, 2 мл 0,5% спиртового раствора нитрата таллия TlNO3,. Калить 45 минут при температуре 1200°С. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Четвёртый рецепт наряду с грубыми и недопустимыми ошибками ещё и название имеет загадочное и неопределённое. Это уже может значить, что получится у вас абы что. Тут можно придраться к окиси магния по двум причинам. Первая - именно карбонат магния добавляется в шихту потому, что он, не взаимодействуя с серой, разлагается до оксида, при этом, вспушиваясь от углекислого газа, тем самым дополнительно, как никак в начале нагрева, разрыхляет шихту и не дает ей сильно спекаться. Второе - это его большая концентрация в 25%, которая приведет к эффекту потери светоотдачи. Светосостав получится довольно тусклым. На практике максимум его можно добавлять не более 20% и не во всех случаях. А для синих ЩЗМ составов, которые обладают и без того несильной яркостью количество вносимого карбоната и того меньше. Среднее значение 7 -10%
Следующим пунктом и явно лишним будут соединения Na2S и K2S да ещё и безводных. Почему? Ну, подумайте сами внимательно взглянув на рецепт. Даю химикам тему для размышления. Ну, с серой тут уже явный перебор даже с учётом избытка. Максимум 37 грамм. В любом случае весь излишек уйдёт в вытяжку и будет потерян безвозвратно.
А теперь о главных непонятных реактивах. Со спиртовым раствором нитрата тория, я согласен и спорить не буду. Но растворить указанное количество нитрата таллия в спирте, у вас не получится. Ну, нерастворим он в спирте, хоть тресни. Вот в ацетоне, пожалуйста, и завсегда. Может, есть какой то особенный нитрат таллия? Такое же подозрение у меня на счёт нитрата висмута, который не растворим в спирте! И опять же, уже знакомый нам рубидий в нитрате выступает в качестве то ли псевдо активатора или плавня, не ясно. Опять же, не стоит возиться со спиртовыми растворами, если состав готовят из любого карбоната. Ещё один маленький нюанс на счет времени прокалки – в 150 минут(!). Авторы явно взяли это число с потолка или долго придумывали, сколько бы написать, хотя и правильно указали температуру. При указанной температуре в 1100 для CaS составов достаточно 40-50 минут. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 4. Сине-голубой цвет- Люминофора Карбонат кальция СаСО3, - 100 г, окись магния MgO - 25 г, сера S - 50 г, сахароза С13Н22О11 -10 г, фторид натрия NaF - 3 г, сульфид калия K2S - 2,5 г, сульфид натрия Na2S - 2,5 г, (0,5%-ные) спиртовые растворы: нитрата тория Th(No3)4 - 1,6 мл, нитрата таллия TlNO3, -1,6 мл, нитрата висмута Bi(NO3)3 - 3,6 мл, нитрата рубидия RbNO3, - 8 мл. Кипятить при температуре 1100°С в течение 150 минут. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Следующие два 5 и 6 и думаю заключительные, но еще не последние рецепты, претендуют на игру – Найди 6 различий. Пока читающие будут эти различия искать, я обращаю внимание на себя и замечаю, что я к середине этого раздела ударился в иронию. Но, правда, куда же без неё. Как не без иронии, читать такие Интернет труды о серьёзных темах, где допущены ошибки на уровне глупых очепяток и знаний седьмого класса химии. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 5. Фиолетовый цвет - Люминофора Окись кальция СaО - 20 г, сера S - 6 г, сульфат лития Li2O4 - 1,5 г, 1 мл 0,5% спиртового раствора нитрата висмута Bi(NO3 )3,. Калить при температуре 700сС в течение 40 минут. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 6. Люминофор - Лиловый цвет Окись калия СаО - 100 г, сера 5 - 30 г, 10 мл 0,5% спиртового раствора нитрата висмута Bi(NO3)3. Калить 30 минут при температуре 1200°С. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Ну во первых есть грубые и недопустимые опечатки в названиях. За количество невнятно указанной навески серы в первом и во втором случае 5 - 30 г.(?) я уже не говорю, но вот приведённый последний рецепт без вводимого плавня попросту не получится. И таких рецептов сплошь и рядом. Те, кто изготовлял такие составы, прекрасно знают, что это один из самых капризных составов после бариевых. Так же, в обоих случаях, если состав сделать правильно, и он будет светиться, то цвет обоих образцов будет практически одинаков. Во всяком случае, визуально. Даже разный состав плавня так кардинально, мало повлияет на получения новых оттенков (в особенности для CaS). Нет никаких причин, что бы вдруг в этом кристаллофосфоре появилась длинноволновая красная эмиссия. Сам экспериментировал с плавнями потому и говорю это. Опечатка в формуле сульфата лития. Можно подумать, что понадобится супер экзотический супероксид лития. Необоснованно аномальный разброс в температуре огневой подготовки. В данной теме, без плавней могут хорошо получиться только некоторые селениды, остальные составы без плавней имеют ну очень скверные светоизлучающие характеристики. За указанные количества активаторов вообще говорить не буду. Они ни где не соответствуют оптимальному и в большинстве случаев выходят за рамки простейшего существующего "дозового коридора" для данных светосоставов. Немудрено и не удивительно, что у тех, кто пробует делать подобное по этим раскладкам, ничего путного не выходит.
На некоторых веб страницах над такими опубликованными рецептами иногда вставляются предостерегающие надписи по типу этой: Данная статья находится в Рунете в свободном доступе, некоторые продают данные рецепты на электронных площадках. Данная статья не является руководством по производству люминофора. Возможно, в ней есть правдивая информация, но простой обыватель, который только начинает знакомиться со свойствами люминофора, почему-то пытается изобрести велосипед.
По этому Настоятельно Рекомендую Ищущим Лёгких Рецептов, НЕ ПОКУПАЙТЕСЬ на данные статьи. Потратите массу времени и нервов, а может и здоровье.
Объявление правильное, справедливое и своевременно делаем соответствующие выводы. Ну что, теперь вы хотите делать краски по таким рецептам?
С Ув. Argentus/Donetsk/2010
|